Ученые определили, как формируются воспоминания во время сна

Нейробиологи из Университета Альберты (Канада) выяснили, что одно из ядер таламуса – reuniens nucleus – соединяет две другие области мозга, префронтальную кору и гиппокамп, и координирует их деятельность во время медленного сна, помогая формировать воспоминания, передает пресс-служба университета.

Ученые определили, как формируются воспоминания во время сна

Медленный, или медленноволновой, сон – самая глубокая стадия сна, во время которой электрические колебания мозга происходят в очень медленном ритме – примерно раз в секунду. Эта фаза имеет решающее значение для восстановления мышц и мозга, а также, как было ранее показано, играет роль в консолидации памяти.

«Медленные волны во время сна приносят пользу нашей эпизодической памяти, вероятно, из-за скоординированной деятельности в префронтальной коре и гиппокампе», – объясняет Брэндон Хауэр (Brandon Hauer), ведущий автор исследования. Эпизодическая память содержит воспоминания, связанные с событиями из личного опыта: например, о том, «как я вчера сходил на спектакль известного режиссера».

Ученые обнаружили, что именно ядро ​​reuniens отвечает за координацию синхронных медленных волн между этими двумя структурами. Эксперимент на лабораторных крысах, усыпленных с помощью анестезии, показал, что нейроны таламического ядра reuniens активируются в тот момент, когда передний мозг находится в неактивном состоянии. Именно их работа связана с продолжающимися медленными электрическими колебаниями мозга. Исследователи также активировали эти нейроны с помощью оптогенетического метода (воздействуя на клетки светом), что вызвало ответ в гиппокампе.

Таламус, или зрительные бугры, – парный орган, который находится между передним и средним отделами головного мозга. Он выполняет множество функций, и в том числе играет большую роль в регуляции уровня сознания, процессов сна и бодрствования, а также концентрации внимания.

Результаты исследования опубликованы в журнале eNeuro